Последняя ода ушедшего года

star-wars-happy-new-year-party

Так уж устроены люди, что любят подводить итоги на каких-то условных рубежах. И новый год — один из самых излюбленных поводов оглянуться назад, вспомнить хорошее и плохое, а заодно расставить приоритеты на будущее. Вот и я решил собрать все игровые впечатления 2012-го в одном посте. Однако сразу же оговорюсь: я не пытаюсь охватить всю индустрию, не переиграл во все, что выходило за год, и даже во все, во что еще собираюсь поиграть. Так что речь пойдет только о тех играх, которым все же удалось урвать частичку моего времени в ушедшем году.

В целом можно смело объявить этот год годом онлайна, поскольку сингловым играм внимания почти не доставалось. И ММО года для меня все же стала Star Wars: The Old Republic. Как бы кто не относился к этой игре, но мне она полюбилась с первых минут и продолжает нравиться. Возможно потому, что у меня до сих пор ни один персонаж не прокачан до капа. Или потому, что я никогда не мог посвятить все свое время одной игре, и периодически переключаюсь на что-то еще. Да, в целом можно смело утверждать, что игра провалилась. Перевод на free-to-play модель в течение первого же года существования проекта — явно не входил в планы разработчиков и издателя. И это игра, которую называли последней надеждой подписочной модели распространения. Однако, как я писал совсем недавно, на серверах игры кипит жизнь, а играть все еще интересно — не это ли главное?

Тем более, что это не самая большая неудача в ММО-мире ушедшего года. Незаслуженно недооцененным оказалось творение норвежской студии Funcom — The Secret World. Разработчики вновь попытались отойти от устоявшихся традиций онлайновых миров, многим уже оскомину набивших. Где-то это получилось формально (вместо одежды с характеристиками талисманы), а где-то действительно удалось (взять хотя бы сеттинг). Но лично мне очень приглянулась вся эта мистика наших дней. У игры великолепная атмосфера и интересные квесты. И я не стал продливать подписку лишь по одной причине — не могу уделять внимание сразу трем проектам. Да и без хорошего знания английского там делать нечего. Помнится, на стриме я с уверенностью утверждал, что проект будет локализован. Но начальные продажи в 200 тысяч копий заставили Funcom сильно затянуть пояса. Надеюсь, что когда-нибудь игра все же заговорит со мной на родном языке. Тем более не так давно норвежцы волевым решением подписку отменили. Теперь игру достаточно один раз купить и можно находиться в Тайном мире сколько душе угодно. Есть ли при этом какие-либо ограничения, намереваюсь выяснить в самое ближайшее время.

Ну и, конечно же, какой же онлайн без вездесущего World of Warcraft? Тем более, если вышло очередное дополнение — Mists of Pandaria. Говорят, этот аддон поставил антирекорд по продажам, которые за первую неделю составили меньше, чем раньше разлеталось в первые же сутки. Речь, конечно, только о коробочных версиях, а в этот раз купить цифровую версию можно было одновременно с коробочной. Причем был предусмотрен вариант даже с цифровыми плюшками коллекционки. Однако, новостей о новых рекордах действительно не было. Самой Пандарии я не видел до сих пор. Новоиспеченный пандарен-монах еще не дорос, а отправившиеся было в совместную экспедицию Мэйнард и Остего (моя жена-дк) так и застряли в районе высадки. Но это означает лишь, что все самое интересное еще впереди. Очень хотелось бы и порейдить в том числе. А то весь Катаклизм в этом плане прошел мимо меня.

Так, с онлайном на этом вроде бы все. А что же творилось за пределами сети? Как я уже говорил, практически ничего. Был Diablo III, который несмотря на необходимость постоянного соединения с серверами battle.net, для меня все же остается игрой одиночной. Но опять ему не удалось приковать к себе внимание. Я так и застрял где-то во втором акте. Не то, чтобы игра мне не понравилась, но как-то вот пока она ждет своего часа. А вообще сложилось впечатление, что ажиотажа вокруг третьего пришествия великого и ужасного было куда больше до выхода игры.

В схожем жанре, кстати, открыл для себя Divine Divinity, которую почему-то в свое время оставил без внимания. Но выход игры в стиме вместе с чудесным роликом по этому поводу заставили таки исправить это досадное упущение. В свое время игру окрестили не иначе как «Diablo с сюжетом», и это довольно точная характеристика. Та же аддиктивность игрового процесса и сбор разноцветного лута приправленные проработанным миром, интересной историей и нестандартными возможностями. Но о ней я расскажу подробнее как-нибудь позднее.

И, конечно же, не могу оставить без внимания возвращение легенды — XCOM: Enemy Unknown. Этот ремейк игры моего далекого детства оказался действительно достоин оригинала. Да, механика игры не могла не подвергнуться упрощениям. Но! В отличие от серии UFO (Aftermath, Aftershock…), разработчикам удалось главное — сохранить ощущение того самого икс-кома. С менеджментом базы, исследованиями, захватом пленных, сбиванием наглых НЛО и продумыванием каждого хода. И если для всего этого не надо изучать 42 кнопки — что в этом плохого? Об этой игре я также собираюсь рассказать подробнее, но пост уже несколько месяцев висит в черновиках.

Богатым оказался год и на события. Взять хотя бы расцвет кикстартера, как способа финансирования рискованных по мнению издателей проектов. Публика всегда голосовала рублем, и кикстартер стал самой простой возможностью продемонстрировать, что люди хотят квестов от Тима Шейфера и монументальных ролевых игр, подобных Baldur’s Gate или Planescape: Torment, как 10-15 лет назад. И хитрые издатели, естественно, начинают этим пользоваться, предлагая разработчикам контракт в случае, если им удастся собрать определенную сумму на кикстартере. В России внезапно таки появилась своя система рейтингов, а власти обращают все более пристальное внимание на интернет. С целью контроля и запрета всего неугодного само собой. Случился также невиданный мной доселе переход от фритуплея на подписку, причем отличились в этом плане наши отечественные Аллоды Онлайн. Нет, конечно же игра не целиком откзалась от потоков доната, по подписке будет работать (или уже?) только отдельно взятый сервер. Но ведь сам факт! А многие просили этого с самого выхода проекта.

Однако, главным событием ушедшего года лично для меня стал внезапный уход основателей BioWare из собственного детища. Мне очень трудно не ассоциировать имена Рэя Музики и Грега Зещука со студией-разработчиком множества горячо любимых мной игр. Мне трудно воспринимать BioWare без этих людей, трудно представить, что теперь будет с ними в чреве ЕА. И 53% проголосовавших в опросе считают, что это конец. Я, безусловно, наивен и не столь категоричен. Верю, что из Dragon Age III может выйти достойная игра. Но BioWare уже никогда не будет прежней.

Что же осталось? Самое главное. Излюбленная номинация — Игра Года, которой для меня стал маленький скачиваемый проект из PSN. Да, речь, конечно же, о Journey. В комментариях к посту с моими впечатлениями от нее, мы пришли к выводу, что это скорее интерактивное искусство и негоже его с играми мешать. Однако, именно на этом поле выступает проект, среди игр. Повторюсь вновь: со стандартными критериями оценки к Journey соваться бесполезно. Разве что графика хороша и музыка с атмосферой не подкачали. А так… Геймплей — две кнопки, собирай себе лоскуты да пари с какими-то коврами по пустыне, сюжет уместиться в одно предложение, а продолжительность вообще смехотворна — часа полтора, два от силы. Но за эти два часа Journey пробудила во мне такие эмоции, которых я не испытывал ни за одной другой игрой. В конце концов еще ни разу после прохождения мне не доводилось плакать на финальных титрах. Journey обращается не к глазам и не к голове, а задевает за душу. Поэтому для меня это не только Игра Года, но и Игра Жизни.

Вот таким запомнился мне 2012. Изначально я собирался рассказать и об ожиданиях в новом году, но видимо им будет посвящена отдельная запись.

На этом пока все. Буду рад услышать ваши впечатления в том числе в виде ссылок на блоги.

{ Комментировать? }

  1. Raoul Dick

    В Дивайн играл лет 15 назад. Действительно крутая была, вот следующая уже не особо. Кстати, в Диабло скоро откроют пвп-зону, а в обозримом будущем будет что-то типа вововских бг. Так что есть повод подкачаться заранее.

    И в Вов Деквен понемногу собирает гильдию на Вечной песне, я вот трансфернул своего пала туда. Так что давай тоже, если надумаешь.

    • Sergey Nemchinsky

      Аут, в общем-то, и так у нас в гильдии 🙂 Как и почти все блоггеры 🙂 Ну, птицы с одинаковыми перьями собираются вместе же.

      Кстати, порейдим, думаю. Я тоже жду когда в рейд соберемся, друид хил готов и ждет.

      Кстати, незаслужено не сказал ни слова о ГВ2 — игра весьма неплоха, хоть и не стала заявленной убер-мега убийцей всего живого. Но все равно. Поиграть приятно, хоть и сингл практически.

      • [out]

        Я на форуме видел тему про рейды и очень обрадовался. На днях вновь берусь за свою панду.
        А насчет ГВ2 — я же написал, что речь пойдет только о том, что попало во внимание. Знакомство с ГВ2 же у меня закончилось минут через 30 на одном из бета-викендов. Времени особо не было, а кислотные цвета Сильвари не сказать что запали в душу. Так что в 2012 места для ГВ2 не нашлось. В 13-м думаю познакомиться детальней. В Раптре уже заметил, где ты теперь коротаешь ночи.=) А сингл меня как раз таки не пугает, особенно с тех пор, как жена играть перестала практически. Вот и бегаю фореверэлоном.

    • [out]

      Да я не могу сказать, что меня сильно интересует пвп. Я больше по исследованию, лор там, атмосфера. Меня по сути рейды изначально интересуют именно как кусок контента, который я иначе не посмотрю. Хотя порой желание помахаться с себе подобными возникает, конечно. И в ВоВ оп БГ-шкам не без удовольствия бегал, и в СВТОР особенно.
      А на Песне у меня панда-монк 42 лвл, надо засесть докачать все же. Лока так и не решился трансферить из-за того, что сейчас вот вроде активность, потом все разбегутся. Хотя на Штепселе ситуация тоже не очень.

  2. Moderix

    Очень обидно за TSW. Такие надежды на него возлагал, а получилось грустно и тоскливо. И вообще, перечитывая свои старые посты, вспоминаю, с какими надеждами встречал 2012, сколько было громких анонсов, сколько игр интересных заявлено и запущено. Но в итоге за весь год я только от Mass Effect 3 и получил удовольствие. А остальное всё оставило только чувство разочарования, уныния, грусти, неудовлётворённости и недосказанности.

    • [out]

      А чем не угодил TSW? У меня приятные впечатления остались от него. Сталкивался с мнением дескать мало ММО, сингл какой-то, но меня это не расстраивает, например.
      Про Mass Effect 3 тоже ведь много крику было, что провал, запороли концовку итд. А я так и не нашел на него времени, все еще впереди.

      • Moderix

        Изюминка TSW была в шикарных квестах, количество которых резко пошло на убыль после первой же локации. И уже в третьей на 9 заданий в духе «Убей 100500 кабанчиков» приходилось только одно задание-расследование. Отсутствие же уровней свелось к тому, что эти миссии приходилось один хрен фармить по кругу, чтоб накопить AP/SP. Атмосфера охрененная, но по сути получилась обычная гриндилка с небольшим ( в общей массе) количеством классных заданий.

        • [out]

          Вот что значит я не вышел за пределы Кингсмута. Получается фанком ничему не научился на ошибках Конана. Ведь его тоже ругали за шикарно проработанный начальный остров и снижение качества за его пределами.

Добавить комментарий