Спасибо Тиму за наше счастливое детство

Мы живем на пороге новой эпохи, когда интернет становится не только главным врагом издателей, но и одним из лучших друзей создателей, будь то музыканты или разработчики.

Вы наверняка помните, как Radiohead выложили в сеть свою пластинку, позволив фанатам самим указывать ее стоимость (включая гордый нуль). Если вы следите за индустрией игровой, то наверняка уже наслышаны о том, как Тим Шейфер (создатель Day of the Tentacle, Full Throttle, Grim Fandango, Pyschonauts, Brutal Legend и нескольких проектов для PSN и XBLA) сорвал банк с помощью Kickstarter. Напомню для тех, кто не в курсе событий.

Последние игры Шейфера не снискали особого коммерческого успеха, а посему денег ему стали выделять лишь на маленькие скачиваемые проекты. Однако тяга к большим играм никуда не делась, и Шейфер предложил игрокам самим профинансировать следующий проект его студии, пообещав классическую «Point-and-Click» адвенчуру. Как в старые добрые времена. Надо только скинуться по 15$, за что Тим гарантирует доступ в бету и цифровую копию релиза.

Сам по себе случай не уникальный. Еще год или два назад мелькали новости о том, как кто-то хочет привлечь в качестве инвесторов самих игроков. Имени, к сожалению, не помню, но это не столь важно. Те же инди-разработчики часто обращаются за финансовой помощью к игрокам. Важно другое. Заявленный бюджет проекта  ($400 тыс.) был превышен уже через несколько часов после начала сборов. Сейчас, когда я пишу эти строки, сумма приближается к отметке в $1,8 млн. И это за пару-тройку дней.

В этом месте кто-то воскликнет: «вот она, эпоха моей мечты, когда талантливый творец больше не зависит от жадного издателя!» (А кто-то еще и неизменно добавит, что «Котик — х*й!»)

Но этот момент еще не наступил. Пока.

Потому что легко обращаться к фанатам, когда тебя зовут Тим Шейфер. Наверняка сердце каждого из вас, если вы играли в 90-х, наполнилось теплотой при виде какого-либо названия из его послужного списка. Для меня, например, это Full Throttle. Кто-то вспомнит Monkey Island, к которому Шейфер тоже приложил руку вместе с Роном Гилбертом (который сейчас тоже работает в Double Fine). А незамутненные детские впечатления приправленные особенностью мозга идеализировать воспоминания (раньше и трава была зеленее, и сосиски нажористее, проще говоря) дорогого стоят. И уж точно стоят те 15$, что нужны от вас Тиму.

Но сколько лет понадобилось Шейферу, чтобы заработать репутацию и аудиторию? Сколько альбомов понадобилось Radiohead, чтобы их аудитория окупила затраты на запись пластинки без поддержки крупного лейбла за спиной?

Radiohead не убили лейблы, хоть те и бьются в агонии со своими SOPAми и PIPAми. Да, у них были последователи, но многого ли они добились? Не убьет издателей и Шейфер.

Важность этого прецедента в другом. Сколько талантов сейчас занимается херней только потому, что их игры, обретя культовый статус, не снискали финансового успеха? А сколько вообще прекратили творческую деятельность? Ведь издатели не любят рисковать, особенно в нынешние нестабильные времена. Но хотите X-COM от Джулиана Голлопа, нового Ларри от Эла Лоу, сиквел Planescape: Torment или продолжение Firefly? Несите свои баксы им! Тут я, конечно, утрирую, ибо важно еще то, в чьих руках находятся права на соответствующий бренд. Но суть, думаю, ясна.

Главное сейчас — станет ли это трендом. Подхватят ли другие небезызвестные разработчики идею народного финансирования. Крис Авеллон, творческий директор Obsidian Entertainment и один из ведущих разработчиков Planescape: Torment, уже интересовался в своем твиттере, какой проект готовы профинансировать игроки. И классическая изометрическая RPG лидирует в списке народных желаний.

Кто будет следующим, и нужны ли будут издатели вообще, когда такая модель станет привычной?

Мы живем на пороге новой эпохи. Эпохи, в которой сами  решаем, что хотим слушать и во что играть, а не идем на поводу у маркетологов. Большая удача, что кто-то вспомнил Deus Ex и еще большая, что Human Revolution оказался достоин оригинала. А сколько имен или целых жанров остались за бортом, потому что за нас решили, что они никому не нужны? Над сколькими жестоко надругались, сделав действительно никому ненужными? Быть может хватит это терпеть?..

А кому и на что готовы выделить кровные 15$ вы?

{ Комментировать? }

Добавить комментарий

Pingback & Trackback

  1. Baldur's Gate - Возвращение легенды | Мишка Аутсайдер - Pingback on 2012/03/20/ 15:48