О жизни, вселенной и вообще

Фонтан — самый красивый фильм о любви и смерти

Есть у меня одна традиция: раз в год пересматривать фильм «Фонтан». Это всегда получается спонтанно. Нужно определенное настроение или состояние, но в какой-то момент приходит осознание: время пришло. Самое удивительное, что это происходит уже больше 10 лет, но я каждый раз умудряюсь найти в нем что-то новое. Или что-то переосмыслить. В общем, этот фильм занимает совершенно особенное место в моей жизни. Поэтому, сегодня позволю себе немного отойти от тематики этого блога и рассказать о нем вам.

«Фонтан» добрался до отечественного проката в марте 2007-го и прошел абсолютно незамеченным. Скорее всего, я бы тоже его пропустил, если бы не имя режиссера — Даррен Аронофски. Его «Пи» и «Реквием по мечте» заставили пристально следить за дальнейшим творчеством. А после «Фонтана» Аронофски и вовсе застолбил за собой мои персональные «любимый фильм» и «любимый режиссер». До сих пор считаю эту картину величайшей из его работ.

Действие фильма растянулось на целую тысячу лет: от Испании эпохи Экспансии до причудливых полетов к далеким звездам в будущем. Поначалу это сбивает с толку. Только что мы наблюдали, за конкистадором, который отчаянно прорубается сквозь бесчисленную толпу индейцев, как вдруг видим его же (пусть и в другом образе), летящего среди звезд в странном пузыре вместе с клочком земли и сухим деревом. Загадочный астронавт разговаривает с деревом, словно с человеком, и, погружаясь в воспоминания, действие плавно переходит в наше время.

Это история Тома и Иззи Крео. Том – ученый-медик, одержимый поисками лекарства от рака. Разумеется, не просто так – у его жены Иззи опухоль мозга в неоперабельной стадии. Но, в отличии от мужа, Иззи принимает неизбежное и уже не боится умереть. Преодолеть присущий всем нам страх ей помогает увлечение культурой майя, в мифологии которых Первый отец приносит себя в жертву ради сотворения мира. Смерть, как акт творения.

Иззи пытается донести эту точку зрения и до мужа, но Том упрям, его не интересуют даже внезапные прорывы в исследованиях, если они никак не приближают его к цели. «Смерть – это болезнь! И я найду лекарство!» Поэтому взгляды девушки находят свое воплощение в книге, которую она пишет. В ней Том – тот самый конкистадор. Королева Изабелла отправляет его на поиски Дерева Жизни – источника бессмертия, упоминаемого в Книге Бытия. За это инквизиция объявляет ее еретичкой и постепенно прибирает к рукам большую часть Испании, словно разрастающаяся опухоль.

Да, вся сюжетная линия про Испанию – это книга главной героини. А что же тогда за загадочный астронавт? Осмелюсь предположить, что это – сознание Тома. Или, если угодно, его духовный путь. Путь к принятию смерти. Иззи написала все, кроме последней главы, и просит мужа закончить ее. Ведь Том должен сам прийти к осознанию того, что его поиски вечной жизни бессмысленны.

Впрочем, это всего лишь моя трактовка. И, возможно, вы увидите все совершенно иначе.

«Фонтан» — фильм удивительной красоты. Пожалуй, я не назову больше ни одной картины, в которой настолько гармонично все: история и мысли, на которые она наталкивает, игра Хью Джекмана и Рэйчел Вайс, визуальный ряд, музыка, эмоции. Уже идут финальные титры, а ты не в силах оторвать взгляд от экрана и растворяешься в трогательной мелодии, написанной Клинтом Мэнселлом.

Пожалуйста, посмотрите «Фонтан»! И я буду очень рад, если вы поделись своими мыслями о нем. На самом деле очень хочется рассказать гораздо больше, обсудить детали, но я решил все-таки обойтись без спойлеров, несмотря на то, что фильм уже не новый.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *