Рэй Музика и Грег Зещук покинули BioWare

Кажется, где-то ближе к концу июля в интернете появился слух о том, что Рэй Музика и Грег Зещук, отцы-основатели BioWare, покидают свое детище. Тогда вообще ходило очень много слухов как о судьбе Star Wars: The Old Republic в частности, так и о BioWare в целом. Еще не грянула новость о переходе SWTOR на «бесплатную» модель, но по обилию слухов и постоянным ее упоминаниям в интервью можно было догадаться, что все к этому идет. А вот уход Музики и Зещука казался каким-то идиотическим бредом. Даже если Старая Республика не оправдала возложенных надежд, у BioWare всегда есть Mass Effect и Dragon Age. Однако отсутствие комментариев со стороны Electronic Arts заставляло понервничать. С другой стороны, мало ли бреда в интернетах, неужто теперь на все давать официальный комментарий?

Вскоре последовала новость о том, что Зещук покидает BioWare Austin и возвращается в Канаду, чтобы больше времени проводить с семьей. Желание вполне понятное, и ничего катастрофического ни для SWTOR, ни для остинской студии лично я в этом не углядел. А тот нелепый слух быстро забылся.

Но забыл я и о том, в какое время мы живем. Время, когда даже самые невероятные слухи рано или поздно превращаются в пресс-релизы. Поэтому опубликованные в блоге BioWare несколько дней назад прощальные послания основателей и бессменных руководителей студии стали для меня шоком. Да что там, я до сих пор не осознаю произошедшего, потому что эти два человека в моем сознании неотделимы от своего детища. Говорим Музика, подразумеваем BioWare.

Двое медиков, в таком далеком уже 1995 году решившие связать свою судьбу с игровой индустрией, внесли в нее неоценимый вклад. Именно BioWare, на мой взгляд, стоит сказать спасибо за то, что жанр RPG до сих пор жив и здравствует. На рубеже веков сериалы Might & Magic и Wizardry находились уже далеко не на пике славы, Ultima ушла в онлайн, а Fallout при всем его великолепии и культовом статусе никак не назвать успешным с коммерческой точки зрения. Но BioWare всей душой любили ролевые игры, и эта любовь воплотилась в дилогию Baldur’s Gate — шедевр, который я до сих пор вспоминаю с теплом в сердце. И периодически предпринимаю попытки вновь окунуться в него с головой. Пожалуй, если бы когда-нибудь мне пришлось выбирать одну единственную, самую любимую игру (что в принципе нереально), я не задумываясь назвал бы Baldur’s Gate II. В далеком уже 98-м, читая превью и ревью еще на первую часть, я мог только мечтать об этой игре. Ну откуда у провинциального тринадцатилетнего школьника целых 250 рублей на игру? А стоимость игр в те времена определялась строго количеством дисков, которые она занимала. Поэтому вышедший на 5CD Baldur’s Gate казался недосягаемым.

Чтобы лучше понять мою любовь, вот вам факт: несмотря на то, что за многие годы увлечения играми сыграть довелось во многое, мало какую игру я проходил до конца. В один прекрасный момент я просто переключался на что-то другое, а потом было трудно вернуться, не начиная заново. Так вот Baldur’s Gate увлек меня с головой на долгие месяцы, пока в этой истории не была поставлена точка. К тому же без BG не случилось бы еще одного шедевра на все времена — Planescape: Torment, а также чуть менее шедеврального, но тоже отличного Icewind Dale. Да и недавний Dragon Age, от которого поначалу мурашки порой пробегали, тоже многим обязан своему предку.

На самом деле можно еще долго вспоминать заслуги канадцев. И Neverwinter Nights, который, на мой взгляд, хоть и слабее предыдущего творения студии, но тоже хорош. И Knights of the Old Republic — одно из лучших игровых воплощений Звездных Войн. И Jade Empire, подкупавшую необычным для RPG сеттингом восточных единоборств, пусть и с сильно упрощенной ролевой системой.  И Mass Effect, в который я влюбился после обзора от VideoМании, еще до возможности поиграть в него лично.

На календаре октябрь 2007. Как гром среди ясного неба звучит новость о том, что BioWare становится частью Electronic Arts. Чувства от этого возникают смешанные. С одной стороны титул «империи зла», кажется, уже перехватили Activision во главе с Бобби Котиком, а ЕА стараниями Джона Рикителло всеми силами пытаются показать, что они изменились. С другой — все еще живы воспоминания о тех талантливых студиях и сериях, которые навсегда стали историей, попав в лапы ЕА. Мнения в интернете тоже разделились. Кто-то говорил, что деньги ЕА пойдут канадцам на пользу, другие заявляли, что BioWare теперь обречены до конца дней своих клепать бесконечные сиквелы Mass Effect.

Как показали прошедшие годы, правы оказались и те, и другие. BioWare вряд ли когда-нибудь самостоятельно потянули бы столь масштабный проект, как The Old Republic, который я по-прежнему считаю отличной игрой несмотря на репутацию. Но еще до выхода финальной главы в истории Шепарда, разработчики заговорили о том, что завершение трилогии вовсе не означает конец всей серии. А ведь до недавнего времени единственной игрой с цифрой 2 в названии в их послужном списке была вышеупомянутая Baldur’s Gate. Тем, кто сейчас вспомнил про MDK2, напоминаю, что первую часть сделали не они. Про Dragon Age II, ставшую жертвой жадности и сжатых сроков разработки, и говорить, думаю, не стоит.

Конечно, их можно понять. Одно дело работать с чужими вселенными, но несколько лет прорабатывать собственную ради одного проекта? Да и не думаю, что кто-то будет против Mass Effect 4, если в итоге получится еще одна отличная игра. Но не даром же после завершения сделки с ЕА, студию начали покидать таланты. Дрю Карпишин и основатели Stoic, разрабатывающие сейчас The Banner Saga, — это лишь известные нам относительно недавние примеры. А сколько таких примеров осталось в истории?

Я не исключаю варианта, что почти за 20 лет любая деятельность может мягко говоря надоесть, и Рэй с Грегом просто устали. Тем более, что оба в своих прощальных посланиях говорят об уходе из игровой индустрии совсем, в отличии от известных нам примеров, когда талантливым дизайнерам становилось душно в тесных лапах гигантских корпораций, и они уходили, чтобы основать новое детище.  Но если Музика свою дальнейшую карьеру связывает с социальным инвестированием, то Зещук не столь категоричен и не отрицает варианта с возвращением к играм. Вряд ли когда-либо нам станут известны подробности того, что заставило этих людей принять такое решение. Однако я считаю, что от хорошей жизни люди не бегут. «Мы не вмешиваемся в творческие процессы наших студий, не говорим им что и как делать», — заявляет Electronic Arts. Мы лишь говорим, какие цифры в финансовых отчетах они должны обеспечить, а как они этого добьются — их дело, да.

Надеюсь, что история BioWare на этом не закончится. А докторам, конечно же, пожелаем удачи в любых начинаниях. И еще раз скажем спасибо за великолепные игры, которые появились благодаря их стараниям.

[poll id=»5″]

 

{ Комментировать? }

  1. Зещук будет вести блог про пиво. Может ссать будет криво. Не знаю я, что там у них происходит. Я, кажется, перестал разбираться в индустрии. Печально всё это. Не думаю что третий Дрэгон Эйдж будет сильно хуже, уж не хуже второй части, но всё равно печально. 

    • [out]

      Он Бешера начитался похоже и вдохновился.=)
      Хуже второй части им уже нельзя — кредит доверия и без того подорван. Даже на уровне второй уже нельзя. Но за судьбу DA я как раз спокоен.

  2. DimSKnZ

    Ну, если на то пошло, то ни Музика, ни Зещук непосредственного участия в проектах Bioware не принимали. Вспомните — то Хадсон, то Лейдлоу, то еще непонятно-кто у них в руководителях. Так что, я не думаю, что с их уходом в биоварах что-то существенно изменится

    • [out]

      В последнее время — да. Но для меня BioWare — это прежде всего игры рубежа веков, а не последние их творения. Да и отстаивать творческую свободу в лапах ЕА кто-то же должен.

  3. Gregor_81

    Задолбал ребят ЕА, задолбал. Ща отмокнут, просохнут, а там и стартапчик какой-нить замутят. Чтоб для души, чтоб как в добрые временя.

    • [out]

      Если так, то ЕА уже не отмоется в моих глазах. Убить одну из любимых студий…
      Но поговаривают, что Музика действительно устал от игр и у него сейчас совсем другие жизненные приоритеты.

Добавить комментарий