Джон Ричитьелло покидает Electronic Arts

JohnRiccitiello_cr

Думаю, для тех, кто следит за индустрией, уход Джона Ричитьелло с поста исполнительного директора Electronic Arts уже не новость. Однако не могу оставить это событие без внимания.

В 2007 году, когда Ричитьелло вступил в должность, за Electronic Arts прочно закрепился имидж корпорации зла. Конвейера безостановочной штамповки сиквелов и убийцы великих серий и студий. Но именно с его приходом совпали подвижки в сторону позитивных изменений. Сиквелы, конечно, никуда не делись, но в портфолио издателя появились новые IP. Тот же Dead Space или Mirror’s Edge, например. К тому же вовремя подсуетился небезызвестный Бобби Котик, который после слияния Vivendi и Activision выбросил все проекты, которые посчитал бесперспективными. Взять хотя бы Brutal Legend. Когда же игру подобрала как раз таки ЕА, Котик стал всячески препятствовать ее выходу. Не стоит забывать и про безжалостное выдаивание брендов до практически полной потери интереса со стороны игроков. Лишь Call of Duty каким-то образом все еще удается продавать многомиллионными тиражами из года в год. Но и это когда-нибудь да закончится.

В общем, стараниями самого Котика и профильной прессы знамя империи зла теперь гордо развивается над Activision Blizzard. В то время как Electronic Arts берет под крыло талантливые студии, в частности нежно любимую мной BioWare. Кто знает, увидели бы PC-игроки первый Mass Effect, бывший на тот момент эксклюзивом для Xbox360? И каких результатов добился бы олдскульный Dragon Age без довольно агрессивной рекламной компании со стороны ЕА? Стоит ли говорить, что без финансовых возможностей ЕА, BioWare вряд ли потянула бы столь масштабный проект, как Star Wars: The Old Republic.

Но все не так однозначно и радужно, как может показаться на первый взгляд. Именно при Ричитьелло была загублена серия Command & Conquer, да так, что новый проект изначально разрабатывался как продолжение спинн-оффа, а теперь, видимо, станет перезапуском. Среди релизов вновь бесконечные сиквелы, а оригинальные проекты, как та же Alice: Madness Returns, не получали должной поддержки. Продолжились и закрытия студий. Такая судьба постигла, например, Pandemic, приобретенную одновременно с BioWare. А что касается последней, то Dragon Age II наглядно продемонстрировал новый подход к разработке в сжатые сроки. Игру не пнул только ленивый. Халтура чувствовалась везде: и в многократном использовании одних и тех же локаций, и в скомканном повествовании, и в диалогах. Разве что персонажи, на мой взгляд, удались. Продолжения Mass Effect тоже не обошлись без критики со стороны игроков. А The Old Republic вышла слишком рано, без многих уже привычных функций, которые хоть и добавили после, но от перехода на free-to-play это уже не спасло. Да и в конце концов именно тогда случился исход отцов-основателей студии, Рэя Музыки и Грега Зещука. Событие, которое до сих пор не укладывается в голове. Настолько неразрывно эти люди ассоциируются у меня со своим детищем.

Тем не менее персона Джона Ричитьелло воспринимается именно в позитивном ключе. Не берусь предсказывать, что будет дальше. Но может это и к лучшему. ЕА снова нужна хорошая встряска. А то ведь и Котик уже не так страшен.

{ Комментировать? }

  1. DimSKnZ

    У меня, честно говоря, все ЕА воспринимается в негативном ключе. Во-первых, это создание своей Origin. Для меня удобен стим во многих вещах, и во многих же вещах ЕА сделала ориджин не такой, как стим. Если же сейчас посмотреть магазин, то на все игры от ЕА мы увидим ценник минимум в 1200. Я не сноб, и не нищий, но мне не хочется платить за посредственную игру, а в последние несколько лет у них игр, лучше чем посредственные не выходило. Взять тот же 2013 — вышли Crysis 3 (очень распиаренный, но на деле весьма посредственный шутер с малоинтересным сюжетом), Dead Space 3 (для хоррора уменьшение саспенса и увеличение боевика не самая лучшая дорога, плюс микротранзакции) и Simcity (падение серверов, принудительный онлайн, и скорее всего куча мелких DLC за общую сумму раз в 5 больше, чем сама игра). Это весьма средние игры, я бы не назвал их хитами — стоят такую сумму, за которую в стиме я могу 4 хороших игры купить.

    Едем дальше — студии. Самый огромный грех ЕА это Новая биовар. Первый Масс Эффект и Драгон Эйдж разрабатывались биовар еще тогда, когда ЕА их не купили, или купили уже на финальных стадиях разработки. Т.е. повлиять на игры они не могли. Поэтому эти ролевушки стали хитами. Масс эффект 2 многие назовут спорным, но мне многое понравилось (нет той затянутости, плюс большая концентрация на компаньонах, плюс более динамичная боевка), когда третья часть — это сюжет из первой DA, а не изменившийся геймплей 2-ой масс эффект. Ну и концовки. Плюс второй DA, который вообще оказался каким-то выкидышем. Плюс SWTOR, который при всех амбициях игры банально не дотянул. И при этом огромные понты самой студии, и невозможность прямо и лаконично ответить на вопросы вроде «почему DA2 стала такой убожественной».

    Battlefield 3 — вообще идиотская история. Да, сама игра вроде бы ничего, но куча платных DLC, плюс невозможность выбирать сервер в интерфейсе самой игры, плюс прокачка (за прокачку в шутерах я готов вообще удушить того, кто это придумал, а по-моему это появилось таки в CoD: MW)…

    И сейчас по сути ЕА нечем козырять. Да, когда то они выпустили вроде бы неплохую Mirror’s Edge, сделали винрарный Dead Space, сделали классный Underground 2, Generals тоже весьма шикарна были и остается. Но они же и убили эти серии. И сейчас вся их ставка на next-gen это Battlefield 4…. и все. Ну и бесконечные фифы.

    Ну и замечу, что уход гендиректора ничего не поменяет, как мне кажется — ЕА как была корпорацией зла, так ей и останется.

    • [out]

      В общем-то по всем пунктам согласен, хотя я не играл ни в Crysis (не интересует), ни в Dead Space (не успел), ни в SimCity, ни в Battlefield, поэтому конкретно по ним сказать ничего не могу.
      А разве с DA2 что-то непонятно? Короткий цикл разработки — главная беда. Где-то звучало, что ЕА не вмешивается непосредственно в разработку, но устанавливает для студий четкую планку по прибыли, которую они должны получить в тот или иной период. И крутитесь как хотите.
      Однако в моих глазах Котик все же большее зло.=)

      • DimSKnZ

        Котик убил только Call of Duty =) а ЕА дофига чего убила. А КоД не слишком жалко — нет такой игровой серии, которая бы не скатилась без новинок от серии к серии. А тут их и не было, а единственное что было нового — это МФ, когда из второй мировой в современность перешли, и Блэк Опс, когда сделали большую ставку на сюжет и опять же сменили антураж.

        Это я еще Юбисофт не вспоминал…

        • [out]

          Ну как-то странно он ее убил, когда о таких тиражах остальным остается только мечтать. Убил он Guitar Hero, например. Разогнал разработчиков каких-то гонок (не помню точно, поскольку не мой жанр), выкинул Тима Шейфера и еще ряд проектов, не все из которых смогли найти впоследствии издателя. Ну и нельзя не вспомнить знаменитую цитату про «убрать веселье из процесса разработки». В общем, не даром Шейфер его непечатным обозвал.=)

Добавить комментарий