Дисконнект

Journey — Прикосновение к красоте

«Я не умру. Не здесь. Не сейчас. Никогда!»

Споры о том, являются ли игры искусством, периодически возникают и в профильной прессе, и в интернете среди самих игроков. И точка в них пока еще не поставлена.

Если вам интересно мое мнение: не всякую книгу или фильм я бы назвал искусством, не вся мазня является картиной, а извлеченье звука — еще не музыка. Вот и с играми то же самое.

Но сегодня я играл в настоящий шедевр, имя которому — Journey (Путешествие).

На самом деле, если у вас есть Playstation 3, я вам настоятельно рекомендую не читать дальше. Закройте этот пост, идите в PSN и поиграйте сами. Желательно в одиночестве и в наушниках. Не пожалеете, обещаю. Если конечно игры для вас это не «пыщ-пыщ, го ногебать!», ибо «ногебать» здесь некого. Journey — она совсем другая, совсем не о том. Игра воздействует на эмоциональном уровне, подталкивает к размышлениям «о жизни, вселенной и вообще». И чем чище будет ваше восприятие, тем сильнее будут эмоции.

Всем остальным, у кого нет возможности самостоятельно пережить Путешествие, я попытаюсь передать то, что испытал сам. Но слова — лишь бледная тень, тем более, что литературного опыта у меня нет.

И еще… Для полноты картины включите, пожалуйста, великолепный игровой саундтрек. Я специально выложил его на страничке блога Вконтакте.

Вот теперь мы готовы начать Путешествие…

Вокруг ничего кроме песка. Кажется, это бескрайний океан под нещадно палящим солнцем. Абсолютно безжизненный. Лишь ветер гоняет песчинки, немного меняя ландшафт…

Видите странную фигуру посреди пустыни?

Это я.

Кто я?

Не знаю.

Откуда я и как здесь очутился?

Понятия не имею. Я просто фигура в странных одеяниях.

А вы?

Вы правда знаете ответ на эти вопросы?

Надо идти.

Я встаю и поднимаюсь на ближайший бархан, чтобы осмотреться. Похоже, я здесь один. Только песок и какие-то торчащие из него таблички.

Я так мал. В каком-то смысле я тоже всего лишь песчинка в этом бескрайнем мире.

Но что это там, вдалеке? Я вижу гору и загадочное сияние на ее вершине. Может, стоит отправиться именно туда? Мне интересно! Да и другой подходящей цели на горизонте все равно нет. Решено — иду! Качусь вниз и оказываюсь в каких-то руинах. Интересно, здесь кто-то когда-то жил? Неужели можно жить в столь безжизненном месте, под этими безжалостными лучами? Или оно не всегда было таким?

А что это за странный символ? Кажется, я прикоснулся к чему-то важному и во мне что-то изменилось. Как и в моей одежде: у меня появился коротенький шарф.

Вокруг кружат в потоках ветра какие-то лоскутки, трепыхаются, словно живые. Но ветер их почему-то не уносит. Они тянутся ко мне, отчего шарф начинает светиться. И…

Я могу летать! Оттолкнувшись от песка, парить на ветру! Пусть недолго, но это потрясающе! Шарф, правда, от этих полетов светиться перестает. Но лоскутки вновь наделяют его силой. А там впереди еще руины и какая-то штука, похожая на идола. Когда я приближаюсь, на торчащих вокруг столбиках тоже загораются символы, а перед идолом появляется круг света. Мне очень хочется войти в него и немного помедитировать. И я не вижу причин этого не сделать — мне некуда спешить.

Где я? Оглядываюсь по сторонам и замечаю впереди высокую фигуру. Она похожа на меня, только гораздо больше. Неожиданно фигура начинает петь, и эта песнь рисует прекрасные полотна… В моем воображении? Или я действительно вижу это? Узнаю силуэт той самой горы. Не знаю, что хочет донести до меня это существо, но эти образы прекрасны.

Мое сознание возвращается в реальность. Передо мной со скрипом открываются гигантские врата, а вдалеке виднеется столб света. Похоже, свет ведет меня. Не буду противиться, пойду к нему, словно мотылек.

Но добраться до него не так-то просто. Мост, который когда-то вел туда, практически разрушен. Ничто не вечно под луной, а под палящим солнцем и знойным ветром и подавно. Планирую вниз — что мне остается?..

Вдруг замечаю еще одну фигуру в плаще, похожую на меня, только на одеждах больше узоров. Я все-таки не одинок! Привет тебе, друг! Похоже, ты знаешь что делать — веди!

Вместе мы выпускаем на свободу множество лоскутов, которые томились в этих руинах, словно в клетках. А они в благодарность сплетаются в мост. И вот мы уже стоим перед еще одним идолом, вновь зажигаем символы и медитируем в круге света.

И снова я стою перед высоким Существом. Делаю робкие шаги, чтобы получше рассмотреть его, а оно в свою очередь наклоняется и с интересом смотрит на меня, после чего опять начинает петь. Кажется, я вижу пройденный путь и… то, что ждет впереди?

Впереди был песчаный водопад, в центре которого образовался проход. Мы выбегаем из руин. Перед нами ничего, кроме песка. Только гора и ее таинственное свечение виднеются на горизонте.

А катится вниз по песку довольно весело! Этакий песчаный серфинг!

Все же кое-где торчат какие-то развалины и мы освобождаем из плена еще одно тканное существо. Оно плавает по воздуху и резвится, словно дельфин. Должно быть, у этой пустыни с океаном гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Дельфин приводит нас к новым руинам, и мы освобождаем целую стаю! Один из них подхватывает меня на спину и несет вперед! Потом мы планируем рядом, словно я — часть их стаи.

Но почему вокруг стало куда мрачнее? Я не заметил как оказался посреди песчаной бури. Идти стало гораздо труднее, а иногда и вовсе невозможно — сопротивляться ветру бесполезно. Попробую забраться на эту башню.

Дельфины снова помогают мне. И, похоже, я не ошибся с направлением. Здесь наверху светло, а впереди новый идол и новая песнь.

Еще одна стая оказалась на свободе. Один из дельфинов, кажется, зовет меня за собой, и мы снова мчимся вниз по склону. Совсем забыл, что все это время я находил новые символы, и шарф за моей спиной становился длиннее, а вместе с тем я мог летать все дольше.

От скольжения по песку дух захватывает! Можно даже поразвлечься, пытаясь проехать в торчащие арки или используя руины в качестве трамплинов. Заветная гора, кажется, уже совсем рядом. Песок блестит в лучах солнца, словно золото. Вот только со встреченным другом мы где-то разминулись.

Очередная медитация. На этот раз белое существо смотрит не на меня, а куда-то вдаль.

Впереди мрачно. То ли наступила ночь, то ли я, увлекшись, спустился куда-то на самое дно.  Иду вперед, другого-то выбора у меня нет. Где-то там должен быть выход из этих руин. Да и у меня вновь есть компания. Новый друг одет так же, как и я. Мы бредем сквозь мрак на редкие проблески света. Вокруг колыхаясь тянется куда-то вверх ткань, похожая на водоросли. С ее помощью мы забираемся выше. Но атмосфера вокруг все еще тревожная.

Господи, что это! Из песка вдруг возник какой-то громадный каменный змей! Осмотрелся вокруг недобро светящимся глазом и взмыл куда-то ввысь! Похоже, мы его не заинтересовали. Или я ошибаюсь? Его силуэт постоянно маячит то где-то сбоку, то впереди.

Черт! Все-таки ошибаюсь! Стоило мне оказаться в свете его луча, как он немедленно бросился на меня! Увернуться не получилось, меня подбросило вверх, а шарф стал короче. К тому же он еще и не один такой! Что ж, друг, будем пробираться осторожней. Вот только в узком проходе это проблематично! Спрятаться негде, за нами гонится уже два змея! Хорошо, что по склону мы катимся быстро. Впереди свет! Теплый, спасительный свет! Не знаю, почему я так решил, но он действительно оттолкнул змеев.

Теперь я вижу, куда смотрит Существо. Я стою рядом с ним и тоже смотрю вперед — на ту самую гору. Мы обмениваемся взглядами. Интересно, насколько по моим глазам заметно, что я жду продолжения песни?

Мы оказались в какой-то башне. Вот только единственный выход из нее наверху, а я пока не вижу ни малейшего способа туда забраться. Доверимся свету — он еще не подводил. Оказывается, в нем мы можем свободно плавать! Осталось только помочь ему заполнить окружающее пространство.

Да, в картинах Существа определенно пройденный нами путь. Но, похоже, самое трудное нам еще только предстоит.

Мы почти дошли, вот она — заветная гора. Здесь… холодно и полно снега. Снега я никак не ожидал. Нет, я знаю, что в горах холодно, а их вершины всегда укрыты снегом. Но эта гора не казалась такой уж высокой, да и такой контраст с пустыней… Наши одежды покрываются корочкой льда. Оторваться от земли нет никакой возможности. Только находясь рядом мы подпитываем силы друг друга. Впереди угрожающе проревел змей. Но главным противником стала стихия. Ветер здесь настолько силен, что сдувает нас назад. К счастью повсюду торчат каменные столбы, за которыми можно переждать особо сильные порывы. Вьюга пронизывает насквозь, но я не могу отказаться от всего и повернуть назад. Осталось совсем чуть-чуть!

Вершина совсем рядом, но в то же время кажется такой далекой. Я уже практически не чувствую свое тело. Одежды давно заледенели. Шарфа больше нет. Каждый шаг дается все трудней. Давай, друг! Свет уже близко! Но мой спутник неожиданно падает лицом в снег. Я делаю еще не сколько шагов… и тоже падаю.

Неужели… это… все? Никогда… не думал… что мое… путешествие… закончится… так…

Не могу… встать… Не могу… даже…. пошевелиться…

Глаза застилает пелена…

Я вижу Существо. Точнее их несколько, но все они похожи на то, которое являлось мне в видениях. Они смотрят на мое тело, и я чувствую, как силы возвращаются. Мой шарф длиннее, чем когда-либо. Я взмываю ввысь, лечу сквозь воздушный поток, снова к свету. Вокруг проплывают змеи. Двое из них увязываются за мной, но летят рядом, словно сопровождают.

Свет!

И безмятежность. Вокруг плавают дельфины и киты, снуют стайки лоскутиков. Ветер свистит в ушах, но метель позади. Я могу парить практически бесконечно. Дельфины, киты, и водоросли всегда готовы поделиться силами.

И вот я на вершине. Впереди только свет.  Уже ничего не вижу вокруг. Медленно делаю последние шаги — спешить больше некуда. Я растворился в этом потоке.

Вот теперь действительно все. Мое Путешествие подходит к концу, как и моя история. Впрочем, любой конец — это начало чего-то нового…

И в небе зажглась новая звезда.

Как знать, может для кого-то она станет путеводной?..

Вот такое оно, Путешествие. Надеюсь, что кто-то все же дочитал до конца и мне удалось хоть немного передать удивительную атмосферу игры. Во время прохождения у меня почти все время мурашки бежали, а во время финальной песни я даже прослезился. Не могу вспомнить ни одной игры, которая когда-либо дарила такие эмоции. Я не случайно выбрал в качестве эпиграфа цитату из «Фонтана» — по ощущениям и затрагиваемым темам они очень близки.

Вообще игра удивительная во многих отношениях. Если оценивать ее по стандартным лекалам, невозможно понять, чем я так восхищаюсь. Продолжительность — полтора-два часа, геймплей — на двух кнопках, сюжет уместится в одно предложение и никакого вам эпика и голливуда, никаких перестрелок, укрытий, загадок, прокачки, шмоток.

Но она умеет удивлять. Вспомните, когда в последний раз игры вас на самом деле удивляли? Journey удивляет с самого начала: картинкой и стилем, песком, снегом и физикой тканей, сменой декораций и  наличием врагов. Вы сидите если не с открытым ртом, то уж точно не в состоянии оторваться от происходящего. Она удивляет даже после финальных титров, когда вдруг выдает ники тех, кто сопровождал вас в пути. Ну вот правда, я и не думал, что это живые игроки. И это я еще не говорю о философском подтексте.

А закончить этот пост я хочу стихотворением Саши Кельта, которое очень уж к месту, на мой взгляд.

Пусть вам останется злоба
Мне она не нужна
Я же хочу попробовать
Как гладит ступни волна

Делаю шаг… и глубже,
Там, в первобытной мгле
Мне маяками служат
Медузы в морской воде

Мир будто только создан
Касаясь их нежных тел
Я зажигаю звёзды
Парящие в темноте

И контуры тела скажут
Всё, что язык не смог
Моих тёмных мыслей сажу
Принял в себя песок

И в этой немой молитве
Я не могу солгать
Море солёной бритвой
Режет земли печать

И я уже видел где-то,
Только не помню где
Как пальцы играют мелодию света
Прикосновением к красоте

И вот на ладонях звёзды
И я улыбаюсь, счастливый
И их зажигать — вот это серьёзно
Потому что это красиво

12 Comments

  1. Очень, кстати, хотелось бы сделать стрим по игре! Если кто подскажет тонкости реализации этого процесса — буду премного благодарен!

    Reply
    1. RaoulDick

      Можно попробовать организовать стрим в рамках ТБЛ. Зрители точно будут. Чуть позже с госу Артуриусом свяжусь по этому вопросу.

      Reply
      1. Прежде меня интересует чем видеозахват с пс3 осуществить. Какую плату взять лучше, чтоб для стримов годилась итд.

        Reply
        1. RaoulDick

          По стриму стукнись к Артуриусу в скайп:
          arturiusshma

          Подскажет где как лучше, ну или можешь в рамках нашего стрима прийти в гости со своей игрой.

          Reply
          1. А он насчет пс3 не шарит случаем? А то что-то те, кто знает — молчат.
            То ли AVerMedia «Game Broadcaster HD» взять, то ли и «DarkCrystal HD Capture Pro» сгодится, а может вообще лучше внешний «Game Capture HD»? Какие подводные камни, вся фигня?
            А может вообще я чересчур заморачиваюсь?xD

          2. RaoulDick

            Вот не знаю, честно. Я тех.частью стримов вообще не занимался. Спрашивай Артура.

  2. Отличный язык! Снимаю шляпу. Вот так бы все писали. Но как бы мы тогда поняли, где верх, а где низ? Вы для меня лично ракетой ушли вверх. 🙂 Спасибо за этот текст.

    И совсем чуточку ворчания: это все же не игра, как и Shadow of the Colossus, при всей моей безмерной любви к его атмосфере и эху из-под топота копыт. Это интерактивное развлечение. Прекрасное, талантливое, но намного более близкое к привычному искусству. Искусство создания игры, а в особенности виртуального мира — это следующий, намного более сложный, этап желания человека не только прикоснуться к Богу, но побыть им какое-то время. Мне так кажется.

    P.S. И за «Фонтан» спасибо. Нужно снова окунуться в него.

    Reply
    1. Большое спасибо! Приятно слышать! Это все эмоциональный подъем, давно такого не испытывал.=)
      Да, пожалуй, Вы правы, стоило совсем уйти от понятия «игра». А то в том же контакте знакомый не понимает моего восхищения и советует поиграть в God of War 2, дескать вот где пейзажи.=)
      Надо все же добраться до Shadow of Colossus, а то из-за отсутствия PS2 и интереса к консолям как такового на тот момент, он прошел мимо.

      Reply

Добавить комментарий